Дорожно-транспортная экспертиза

Дорожно-транспортная экспертиза

Основным инструментом расследования последствий ДТП, где был поврежден автомобиль, где пострадали водитель, пешеходы, пассажиры является экспертиза ДТП, которую граждане часто разнолико именуют то дорожно-транспортной, то автодорожной, то дорожной.

Но ни одно из этих названий дорожной экспертизы не является научно-обоснованным и точным названием.

Дорожно-транспортная экспертиза (автодорожная либо дорожная экспертиза) остается самым, как ни странно редким видом автотехнических экспертиз.

Вне зависимости от того факта, что дорожно-транспортная (дорожная или автодорожная) экспертиза получила свое наименование более 7 лет назад, основная масса судей, следователей, юристов, адвокатов также назначают в следствии или суде) «автотехническую экспертизу», то есть, обозначая только класс исследования, без уточнения вида экспертизы.

В следствии такого абстрактного и общего обозначения данной экспертизы, в практике зачастую рождаются ситуации, когда в адрес экспертного учреждения, где присутствуют тоже вроде бы как «автоэксперты» (такие как — оценщики автомобилей, оценщики ущерба, эксперты в области транспортной трасологии), приходят материалы дела, где необходимы специальные знания именно эксперта по исследованию ДТП (дорожной разметки, дорожно-транспортных происшествий, дорожных знаков, полотна дороги).

Возникает неприглядная ситуация, когда дело возвращается в судебные или следственные органы без исполнения, в результате чего сроки не выдерживаются в следствии неграмотности вышеперечисленных участников судебного процесса.

Цели и задачи судебной дорожно-транспортной экспертизы:

• ситуация на месте дорожно-транспортного происшествия: состояние покрытия проезжей части, участка дороги за пределами дорожного покрытия, обочин;

• состояние дорожного покрытия в месте происшествия, наличия закруглений, уклонов в поперечном и продольном направлении;

• возможные условия видимости и обзорности с места водителя;

• установление возможности должного восприятия водителем дорожной ситуации;

• экспертиза технической возможности (невозможности) предотвращения происшествия;

• экспертиза значений параметров и коэффициентов, характеризующих передвижение транспортных средств и иных участников на месте ДТП: коэффициентов сцепления и сопротивления перемещения транспортных средств и других объектов по покрытию автодороги;

Установление факторов, непосредственно связанных с дорожной обстановкой перед ДТП, которые могли способствовать возникновению ДТП: неправильное расположение дорожных указателей, отсутствие необходимых дорожных знаков, неверная разметка дорожного полотна, неблагоустроенность дороги и прочие отрицательные условия ситуации.

При назначении автодорожной (дорожной или дорожно-транспортной) экспертизы в распоряжение эксперта требуется предоставить все имеющиеся материалы гражданского, уголовного, административного дела, которые относятся к ДТП. Должностному лицу назначающему дорожную экспертизу также следует знать, что для исследования необходимо полное изучение всего комплекса информации о дорожно-транспортном происшествии.

Скажем, в ситуациях, где основной причиной дорожно-транспортного происшествия являются погодные условия обязательным документом будет справка о погодных условиях в момент ДТП.